Уже невозможно представить себе осветительную отрасль без светодиодных технологий. И хотя газоразрядные лампы до сих пор сохраняют свои позиции, благодаря более высокой эффективности и цветопередаче, светодиодные приборы становятся все более востребованными, имея ряд преимуществ, по сравнению с ламповыми, и даже почти полностью вытеснили галогенные лампы.
Светодиоды имеют длительный срок службы, что уменьшает необходимость замены их сравнительно короткого срока использования традиционных источников света.
LED прожекторы потребляют меньше энергии, чем многие традиционные источники света, такие как галогеновые лампы. Это позволяет сократить расходы на электроэнергию и снизить затраты на обслуживание.
Хотя светодиодные источники превосходят галогенные лампы по эффективности, они сохранили одну их важнейших особенностей – возможность линейного диммирования самого источника, что не доступно для газоразрядной лампы, где приходиться использовать механические шторки, что негативно сказывается на форме луча и равномерности светового потока. Благодаря
Равномерность светового пятна – в отличии от газоразрядной лампы, светодиод дает возможность сформировать максимально равномерный световой поток без видимых изменений от центра к краю.
Ну и одной из важнейших особенностей светодиодов – это возможность выращивать и оснащать приборы светодиодами разных цветов, оттенков, с различной цветовой температурой и индексами цветопередачи, что дает безграничные возможности в формировании цвета.
Базовой моделью формирования цветя является модель RGB, которая позволяет формировать более 16 700 000 цветов и оттенков. Чаще всего приборы дополняются белым цветом, на те случаи, когда нет необходимости в цветной заливке, и достаточно белого освещения, а формирование его смешиванием базовых цветов может быть не корректно не эффективно, о чем будет сказано ниже (аналогично как в обратной схеме CMYK из полиграфии, где К – отдельный черный цвет, хотя и получить его можно смешивая базовые) .
Но этими четырьмя цветами возможности светодиодных приборов не ограничиваются и могут достигать сложных 7-цветных схем, что расширяет динамический диапазон, приближаясь к полному спектру, который доступен человеческому глазу и позволяет художнику по свету создавать совершенно уникальные и фантастические палитры и даже менять светом рисунок декораций, скрывая одни цвета и проявляя другие.
Такая особенность позволила светодиодным технологиям полностью закрыть задачу по заливочному освещению во всех отраслях использования – театральная сцена, концертная площадка, телевидение, выставочное освещение и многие другие.
Кроме цветной заливки, как статичной, так и динамической, стоит выделить широкий спектр применения статического белого света. Часто для выполнения задачи нет необходимости в полноцветных приборах, но появляются особые требования к качеству освещения.
Во-первых — это индекс цветопередачи CRI, который отвечает за точность и естественность цветов, которые видит зритель и в особенности цвет кожи. Тут все просто — чем выше, тем лучше. И если в простых задачах им можно пренебречь, то для театра и телевидения является одним из критичных.
Во-вторых, важно обращать внимание на цветовую температуру, которая измеряется в Кельвинах. Тут требования зависят от того, где применяется прибор. Если живое наблюдение за актерами на сцене требует теплого света порядка 3200К, то при работе камеры естественная цветопередача будет при холодном освещении, близком к 5700К.
Бывают случаи, когда от прибора требуется универсальность, если предполагается его использование на разных площадках. Часто с этим сталкиваются прокатные компании, имеющие парк приборов для работы на разного типа площадках и мероприятиях. В таких случаях оптимальным решением может быть прибор, имеющий набор светодиодов как теплого, так и холодного белого цвета, что позволяет регулировать цветовую температуру по ситуации. Например — Светодиодный прожектор PRO LUX LED FRESNEL 200A WW+CW.
Тут важно отметить, что технически грамотным будет использовать белые и цветные приборы в соответствии с их задачами, имея на площадке комплект и тех и тех или, как минимум, использовать белый набор светодиодов, если он предусмотрен в полноцветном прожекторе.
Частая ошибка – использовать в долгосрочной статической работе белый свет, сформированный из микса RGB. При таком использовании невозможно добиться качественной цветопередачи, в отличии от откалиброванного белого светодиода, из-за сдвига базовых элементов разных цветов относительно друг друга, линзы и отражателя, свет по краям расслаивается на разные цвета и искажает контуры предметов. И важно отметить, что, хотя светодиод не греется, до температур лампы, но нагрев все равно присутствует, поэтому даже LED-приборы имеют систему охлаждения, принудительного или конвекционного. Но если прибор разработан для работы в режиме динамической смены цвета, то подобные перегрузки могут привести к перегреву и преждевременному выгоранию как отдельных цветов, так и целых светодиодов.
Сценические LED прожекторы, как и любые другие, требуют регулярного обслуживания, чтобы поддерживать их работоспособность и продлить их срок службы.
Регулярно чистите корпус и линзы прожектора, чтобы удалить пыль и грязь. Это поможет сохранить яркость света и качество проекции. Используйте мягкую ткань, чтобы не повредить поверхность прожектора.
Проверяйте кабели на наличие повреждений или износа. Если кабель поврежден, его нужно заменить. Регулярно проверяйте соединения кабелей, чтобы избежать перебоев в работе.
Сценические прожекторы обычно оснащены вентиляторами для охлаждения. Регулярно проверяйте работу вентиляторов и очищайте их от пыли и грязи. При необходимости замените вентиляторы.
Если прожектор не используется в течение длительного периода времени, убедитесь, что он сохранен в сухом месте при комнатной температуре.