Как выбрать звуковое оборудование для театра, концертного зала?

Занавес еще закрыт. Но декорации на сцене театра установлены на местах. Свет сфокусирован по замыслу режиссера, актеры на своих местах…. И занавес плавно поднимается перед полным залом нетерпеливых зрителей….

Театр – это очень сложней механизм, и многое зависит от людей: от главного режиссера, актеров, художников-декораторов, художников по свету, технического персонала. Все они всей душой хотят, чтобы зритель получил максимальное удовольствие от посещения театра. Зрители приходят в театр преимущественно смотреть, но не всегда учитывается, что еще и слушать. Хотя исследования показали, что доля звука в общем восприятии информации человеком составляет больше 50%, а в театрах, в особенности музыкальных – и того больше – все 100%. Поэтому нельзя допустить, чтобы проблемы со звуком превратили драму в фарс или комедию в трагедию.

Звуковая система театра

Правильная система звукоусиления и ее грамотная настройка не только обеспечивает комфортное восприятие звука для зрителей, но и позволяет преодолеть естественные акустические проблемы того или иного зала. Правильный выбор и размещение микрофона в театральных постановках может значительно улучшить восприятие звука и усилить эмоций. 

Бытует мнение в театральных кругах, что усиление речи актеров в театре не нужно —  обходились же без микрофонов во времена Шекспира. Да. В акустически прекрасных местах сделать это довольно просто. Но современные театральные залы архитектурно устроены таким образом, что актера не то чтобы не слышно на галерке, его плохо слышно в партере.

По этим причинам, в современных театрах микрофоны и системы звукоусиления стали абсолютно необходимыми.

И все начинается с микрофона…

Выбор подходящего микрофона для любого конкретного зала может быть основан на нескольких факторах: цена, качество и, особенно в театре, физический размер и цвет. В театрах обычно применяют миниатюрные беспроводные микрофоны-петлички, иногда их прячут в одежде, иногда закладывают в прическу актера, иногда маскируют в процессе гримирования. В сложных, ответственных шоу, особенно в мюзиклах, микрофонов обычно два, один – дублирующий, на случай выхода из строя первого.

Микрофон является первым звеном в звуковой цепи звуковой системы в театре и, следовательно, имеет решающее значение для общих характеристик звуковой системы. Неправильный выбор микрофонов может помешать остальной части системы работать в полную силу.  

Мы выбрали микрофон с «правильным звуком». Далее звук из микрофона попадает в систему звукоусиления. Система звукоусиления является инструментом создания акустической картины, задуманной режиссером-постановщиком, а главная задача специалистов-акустиков — качественно донести ее до всех зрителей, на каких бы местах зала они ни находились. 

Иммерсивный звук

Стандартная звуковая система для театра предполагает расположение акустики слева и справа от сцены. Но ведь слышимый музыкальный фрагмент или голос артиста зависит и от того, где находится сам слушатель.  И, если мы сидим в театре не по центру партера, а слева, а артист будет стоять и говорить в правой части сцены, то и слышать мы его будем слева. Нет привязки – видим мы одно, а слышим другое…

Решение задачи – применение в театре современной технологии d&b Soundscape для создания звука с эффектом погружения (или иммерсивного звука), которая позволяет, вне зависимости от фактического расположения зрителя в зале, слышать ему то, что он видит (и наоборот). 

d&b Soundscape — акустическая среда, которая глубже переживается слушателем в театре, в ней люди «чувствуют» выступления или представления, реальные или абстрактные. Это новое измерение в системном подходе, соединяющее звуковое и визуальное восприятие. Реализация может отражать действительность — например, звук гитары будет исходить именно от гитары на сцене, или соответствовать некоему креативному замыслу — например, закружить звуковые эффекты вокруг аудитории.

Революционная технология d&b Soundscape, включает в себя три компонента: блок обработки сигналов DS100 (с сетевым аудио интерфейсом Dante и матрицей входов-выходов 64 x 64), и два программных модуля.

Первый из них называется En-Scene («на сцене»), это инструмент для персонального расположения более 64 источников аудио в виртуальном звуковом поле.

Второй называется En-Space («в пространстве») и позволяет имитировать (добавлять и настраивать) реверберацию в любом помещении с любыми типами покрытий по любым заданным пространственным параметрам.

Революционная технология d&b Soundscape открывает перед звукоинженерами практически безграничный простор для творчества в театре, позволяя пользователям достигать ранее невозможных результатов в своих проектах. 3D-звук дает дополнительные возможности, с которыми артисты и режиссеры могут экспериментировать, чтобы создать новые формы эмоциональной связи со зрителями.

Выбор – это всегда сложно. Несколько советов:

  • При создании акустической системы для театра нужно всегда делать грамотный акустический проект с учетом конкретных задач и особенностей театральной сцены.
  • Всегда концентрируйтесь на главной задаче театрального зала — например, как правило, разборчивость звука важнее громкости в театрах.
  • Как можно раньше пригласите для консультации специалистов из сферы профессионального звука. Идеально, если это произойдет на ранней стадии проработки проекта.

Если новые задачи вашего театра вышли за стандартные рамки ваших возможностей, мы подберем, разработаем, реализуем для вас индивидуальный проект «под ключ».